"Эстрада" с намёком.

Давненько не доводилось делать отчёты об изучении "эстрадной" акустики. В лабораторию, правда, за это время кое-что попадало, но так, чтобы захотелось показать, особо ничего и не было. Внешне такие динамики чаще всего похожи друг на друга, а вот внутренние различия порой бывают существенными.

Вообще, "эстрада" – довольно своеобразная тема. Одним нужно, чтобы просто кричало как можно громче, другие начинают задумываться о том, что кроме громкости акустика должна ещё и звучать более-менее приятно. Собственно, Magnum MBM 8.0-4SB и MBM 6.5-4SB запомнились как раз тем, что при правильной настройке могут и то, и другое. Но до этого ещё дойду, а пока что начну изучение с внешней стороны.
 

Конструкция

По меркам "громкой" акустики эти динамики попадают примерно в середину ценовой шкалы – уже не дешёвка, но ещё и не дорого – 1600 рублей за 6,5-дюймовый динамик и 2000 рублей за 8-дюймовый. В этой цене экстравагантных конструктивных изысков можно не ждать, но инженерный подход к выбору комплектующих проявить можно.

 

Заодно можно и пошалить с внешним видом, например, заменив верхний подвес диффузора привычного чёрного цвета на красный. Кстати, в этом есть один технологический плюс. Такая "нестандартная" партия подвесов изготавливается под конкретную партию динамиков, а это значит, что можно говорить о хорошей повторяемости параметров.

 

Диффузоры выполнены из прессованной целлюлозы. Рельеф лицевой части – один из способов демпфирования механических напряжений, распространяющихся от центра диффузора к его краям и обратно. Для снижения массы подвижной системы колпачок выбран минимальных размеров – диаметром как у звуковой катушки (1,5 дюйма).

 

С обратной стороны диффузор имеет более привычную фактуру.

 

Корзины стальные, штампованные, тут обошлось без лишних затей. Магнитные системы достаточно крупные и, как показали потом измерения, достаточно сильные.

 

 

Ещё один плюс – подводящие проводники. Здесь они вшиты в центрирующую шайбу, так что с надёжностью в этой части всё должно быть в порядке.

 

И, кстати, обращу особое внимание на толщину верхней шайбы магнитопровода – она составляет порядка 6 мм. При этом высота намотки звуковой катушки заявлена 10 мм (специально уточнял этот вопрос). Чувствуете, что это значит? Это значит, что линейный ход диффузора составляет порядка 2 мм в каждую сторону. Иными словами, Magnum MBM 8.0-4SB и MBM 6.5-4SB имеют все шансы называться не просто среднечастотным, но и с определёнными оговорками – мидбасовыми.
 

Измерения

Похоже, что над моторами этих динамиков поработали неплохо. По крайней мере, сразу видно, что 6,5-дюймовая и 8-дюймовая версия подгонялись под единую концепцию – набор добротностей у них чуть ли не полностью одинаков.

И ещё обратите внимание на то, как растёт импеданс с ростом частоты. Вернее, как он не растёт. Косвенный признак применения колец Фарадея – для минимизации искажений на СЧ и ВЧ и расширения частотного диапазона динамиков вверх.

 

Измеренные параметры Magnum MBM 8.0-4SB:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 72 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 16,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 12,1
  • Qes (электрическая добротность) – 0,62
  • Qts (полная добротность) – 0,59
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 19,8 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,3 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 92,0 дБ

Измеренные параметры Magnum MBM 6.5-4SB:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 104 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 4,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 12,0
  • Qes (электрическая добротность) – 0,63
  • Qts (полная добротность) – 0,60
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13,5 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 91,0 дБ

С такими параметрами динамики спокойно могут работать на объёмы дверей, не требуя каких-то специальных корпусов. Причём, что особенно важно, на умеренной громкости оба могут забираться в мидбасовую область. Кто не понял намёка – их можно использовать и чтобы в машине слушать музыку более-менее комфортно, и чтобы "на поляну" жару поддавать. Только, разумеется, с разными настройками.

Правда, чтобы сделать такие выводы, одних параметров маловато. Поэтому перехожу к другим измерениям. Для начала, как обычно, снимаю АЧХ под разными углами. Громкость при этом выставил так, чтобы для 6,5-дюймового и 8-дюймового динамиков звуковое давление оказалось в "коридоре" 90-100 дБ. Так что сравнивать по уровню их не нужно, для этого чуть выше приведены измеренные значения опорной чувствительности.

 

 

Между прочим, получилось неплохо для "эстрады". Здесь нет ярко выраженных горбов на верхней середине, как у очень многих представителей "громкой" акустики. Это и на слух заметно – в звучании нет гадкой пронзительной крикливости. При этом вверх динамики забираются очень даже неплохо – вот он, результат работы короткозамкнутых витков (тех самых вышеупомянутых колец Фарадея).

С фазой всё в умеренных пределах. Неравномерность, конечно, присутствует, и кое-какие следы "гуляющих" по диффузору механических напряжений тут есть (особенно в области 500-600 Гц, да и выше тоже). Но главное, что тут нет совсем уж откровенной "ломки" диффузоров, какие чаще всего приходится наблюдать у "эстрады". У очень многих подобных динамиков этот косяк хорошо виден уже на небольшой громкости, а с её повышением и вовсе превращается в заметные уху искажения.

 

 

Кстати, об искажениях. Конечно, это не аудиофильские динамики, но на средней громкости (а порядка сотни децибел – это ни разу не тихо) они не переваливают критических значений.

 

 

В общем, динамики явно сделаны "с чувством и с толком". Не аудиофильские, конечно, но среди "эстрадных" коллег выглядят более чем прилично.
 

Выводы

В первую очередь к Magnum MBM 8.0-4SB и MBM 6.5-4SB можно присмотреться тем, кто мечтает сделать универсальную систему – чтобы можно было и в машине слушать, и при желании на улице поддать жару.

Разумеется, для обоих случаев настройка тоже нужна разная. При обычном "перемещении пятой точки из пункта А в пункт В" их можно резать снизу не очень высоко, почти как обычную акустику. В сабвуферные глубины, понятное дело, динамики не полезут, но хлёсткий панч обеспечат – в отличие от большинства "эстрады" моторы у этих Magnum способны работать даже с небольшим ходом.

Когда же им предстоит работать в режиме "глушим всех и сами глохнем", их в любом случае придётся резать снизу радикальнее – частоту среза ФВЧ непременно придётся поднимать. Тут главное правило – следить за ходом диффузора и не позволять ему переходить разумных пределов.

Наверху динамики играют неожиданно уверенно, так что гигантских твитеров к ним подбирать не нужно. Можно обойтись какими-нибудь "рупорниками" средних размеров из расчёта один комплект твитеров на пару комплектов СЧ-динамиков. Как вариант – Magnum MBT 1.0AL из той же серии Basic. Кстати, Magnum MBM 8.0-4SB и MBM 6.5-4SB хоть официально и называются среднечастотными, всё намекает на то, что их можно спокойно называть и широкополосными.
 

  • Яркий и броский внешний вид
  • Толковая конструкция
  • На умеренной громкости забираются в мидбасовую область
  • Способны играть достаточно высоко по частоте
  • Для "эстрады" имеют относительно ровную АЧХ