Очень доступный бас

В сегменте доступных усилителей сегодня развернулась настоящая битва – многие производители выводят на рынок модели, у которых цена порой вызывает настоящее удивление. Бывает, что в погоне за низким ценником нарушаются все разумные границы, но сбалансированные и вполне достойные модели за очень небольшую цену, к счастью, всё же встречаются.

Басовый моноблок Magnum MAM-1.500BS стоит всего 5600 рублей. Тем не менее, для него заявлена мощность 200, 350 и 500 Вт на 4, 2 и 1 Ом соответственно, да и фильтровое оснащение у него, навскидку, тоже весьма толковое. Предстояло выяснить, что скрывается за этими заявками и как он на самом деле работает.

 

 

Конструкция

Корпус для усилителя выбран довольно удачный. Во-первых, радиаторный профиль рассчитан под "узкие" платы, позволяющие сделать усилители компактными. Моноблоки постарше и 4-канальные усилители из этой же серии выполнены на этом же профиле и отличаются лишь длиной.

Во-вторых, корпус имеет развитую рубашку охлаждения. На первый взгляд, для класса D вопрос охлаждения стоит не так остро, на деле же по-настоящему высокий КПД встречается только у усилителей с относительно высокой несущей частотой и серьёзными требованиями к разбросу параметров элементов. Но у таких и цена уже совсем иная.

Для обычных же недорогих моноблоков применяются схемные решения попроще, да и разброс параметров элементов побольше. Поэтому в младшем ценовом сегменте в приоритет ставится стабильность работы, и КПД часто бывает не таким идеальным. В общем, хорошее охлаждение здесь можно считать плюсом.

 

Со стороны "силы" всё в порядке – закрытые терминалы, рассчитанные на кабель вполне достаточного сечения. Это можно считать ещё одним небольшим достоинством – во многих бюджетных моделях чаще встречаются винтовые терминалы под клеммы-вилочки.

 

Предохранителей на корпусе нет, а это значит, что придётся озаботиться внешним. Описание, правда, по этому поводу ничего не упоминает, так что придётся самому включать мозги.

Набор фильтров заявлен очень неплохой. Помимо обязательного ФНЧ здесь есть фильтр-сабсоник (подрезает самые нижние частоты – особенно полезен, если вы подключаете к усилителю сабвуфер в фазоинвертороном корпусе), а бас-буст здесь имеет не только регулировку уровня, но и регулировку центральной частоты. Главное, чтобы всё это работало как надо, но это потом посмотрим на измерениях.

 

Дополнительная пара RCA-разъёмов – это для соединения двух усилителей Magnum MAM-1.500BS мостом. Для бюджетной модели это можно рассматривать как задел на будущее – сначала можно купить один моноблок, а потом, когда захочется поставить более серьёзный сабвуфер, уже не тратиться на новый, а просто докупить ещё один такой же. К слову, для класса D (в отличие от усилителей AB-класса) мостовое включение чаще всего идёт на пользу – улучшается демпфирование. Так что отбрасывать эту возможность тут точно не нужно.

Проводной пульт дистанционного управления идёт в комплекте. Управляет именно уровнем сигнала (отмечаю особо, потому как доводилось встречать модели начального уровня, в которых ПДУ управляет бас-бустом).

 

Снимаю крышку. Внутри всё без лишних изысков, но к монтажу никаких вопросов не возникло.

 

В линейной части используются недорогие, но вполне себе приличные многосекционные потенциометры. Есть надежда, что с фильтрами всё будет в порядке. Собственно, так оно потом и оказалось, но я, кажется, снова забегаю вперёд.

 

Часть слаботочки выполнена в виде субплаты. В конструкции вообще активно используются SMD-компоненты, и в результате монтаж получается довольно компактным.

 

Львиную долю основной платы, как всегда, съел блок питания. Огромных буферных конденсаторов в цепях питания нет, но тут, как мне кажется, максималистский подход особо и ни к чему.

 

 

Измерения

Начал с фильтров. По этой части усилитель оказался очень даже приличным – параметры стабильны в своих диапазонах регулировок. Раз уж на корпусе имеются метки, снял АЧХ не только в крайних, но и в промежуточных положениях регуляторов. Если что, можно использовать при настройке как дополнение к инструкции.

 

ФНЧ (положение регулятора / частота настройки):

  • Регулятор на минимум – 44 Гц
  • Регулятор на 10 часов – 48 Гц
  • Регулятор на 12 часов – 75 Гц
  • Регулятор на 14 часов – 154 Гц
  • Регулятор на максимум – 172 Гц

 

Subsonic (положение регулятора / частота настройки):

  • Регулятор на минимум – 11 Гц
  • Регулятор на 10 часов – 12 Гц
  • Регулятор на 12 часов – 16 Гц
  • Регулятор на 14 часов – 28 Гц
  • Регулятор на максимум – 37 Гц

 

Центральная частота Bass Boost (положение регулятора / частота настройки):

  • Регулятор на минимум – 30 Гц
  • Регулятор на 10 часов – 32 Гц
  • Регулятор на 12 часов – 43 Гц
  • Регулятор на 14 часов – 63 Гц
  • Регулятор на максимум – 76 Гц

Обычно в недорогих моноблоках спектры получаются не слишком красивыми – то шум высок, то гармоник много, а чаще всего и то, и другое разом. Здесь как бы тоже не совсем идеал, но показать не стыдно. Фоновый шум плещется где-то ниже 90 дБВ, да и спектр паразитных гармоник у иных дорогих усилителей бывает похуже. В общем, по этой части у Magnum MAM-1.500BS неожиданно зачёт.

Спектр выходного сигнала при подаче на вход 60 Гц

Спектр выходного сигнала при подаче на вход 70+80 Гц

С мощностью не обошлось без маленьких метрологических хитростей. Поскольку тест недорогого усилителя будет интересен в том числе и начинающим любителям, поясню немного подробнее.

Мощность RMS расшифровывается как Rated Maximum Sinusoidal. Иными словами, это мощность выходного сигнала, измеренная при определённых условиях. В нашем случае – когда усилитель доходит до предела своих возможностей и начинает ограничивать сигнал по амплитуде. Искажения при этом начинают быстро расти. В большинстве стандартов в качестве границы берётся величина КГИ (коэффициента гармонических искажений) в 1%, но иногда может фигурировать и 10% (например, такое значение проскакивает в стандарте DIN45500).

Чтобы понять, на каких мощностях наступает тот самый предел, на вход подаётся синусоидальный сигнал с возрастающей амплитудой, и на выходе контролируются искажения сигнала. Как только начинается резкий рост КГИ, это и есть ограничение сигнала.

 

Измерил на нагрузке 4, 2 и 1 Ом. На вход подавал сигнал с частотой 80 Гц. Какие циферки записать в графу "Мощность", зависит от того, какой стандарт вам ближе. Выбирайте сами:
 

  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=1%) – 163 Вт (1%)
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=1%) – 293 Вт (1%)
  • Номинальная выходная мощность на 1 Ом (THD=2%) – 419 Вт (2%)

 

  • Номинальная выходная мощность на 4 Ом (THD=10%) – 217 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 2 Ом (THD=10%) – 361 Вт
  • Номинальная выходная мощность на 1 Ом (THD=10%) – 498 Вт

Ну и раз уж речь о методиках, то вот вам ещё один набор циферок. Он получен при терзании усилителя в условиях, не имеющих с реальной жизнью ничего общего. Но его часто можно встретить у "ютубовских обзорщиков" – это "разгон" усилителя "в полную шишку" до тех пор, пока синусоидальный сигнал не превратится в прямоугольный. Словосочетание "стандарт измерения" тут как-то применять не хочется, но кому интересно, то на таком... эммм... "сигнале" частотой 40 Гц получились вот такие значения:
 

  • Максимальная выходная мощность на 4 Ом – 253 Вт
  • Максимальная выходная мощность на 2 Ом – 456 Вт
  • Максимальная выходная мощность на 1 Ом – 568 Вт

Но вне зависимости от того, какие циферки вам нравятся больше, усилитель-то всё равно один и тот же, и его силовых способностей вполне достаточно для большинства систем начального уровня. Возможно, выбор 4-омного сабвуфера окажется для Magnum MAM-1.500BS не самым оптимальным, а вот 2-омный саб будет вполне уместен. Да и на 1 Ом усилитель работает без особых вопросов.
 

Выводы

Если коротко, то Magnum MAM-1.500BS – это хороший выбор, если вы решили добавить баса без лишнего фанатизма и стремления развалить машину, а с целью получить плотный низкочастотный фундамент для музыки (и перестаньте уже смотреть на цифры мощности).

Он компактен, но для малыша со смешной ценой выглядит весьма бодренько. Большинство сабвуферов начального уровня потянет легко, и даже запас ещё останется. Конструкция не пестрит инновациями, но здесь они и не нужны. Главное, что всё сделано толково – удачная конструкция, фильтры с правильными характеристиками и дополнительные возможности настройки в виде сабсоника и бас-буста с расширенными регулировками.
 

  • Компактная конструкция
  • Удачные фильтры
  • Невысокий уровень шумов
  • Дистанционный регулятор уровня входит в комплект

 

  • Для усилителя с такой ценой недостатков практически нет