Дерзкие и громкие.

Так уж получается, что делать отчёты про "эстрадную" акустику приходится нечасто, по-настоящему интересных инженерных инженерных решений в ней встречается крайне мало. Но, бывает, иногда попадаются в руки модели, которые заметно выбиваются из ряда однотипных динамиков. Magnum MEW 6.5-4AB – как раз одна из таких.


В линейке бренда эта модель относится к серии "Экстрим", что как бы намекает на всю серьёзность намерений. Да и цена получилась выше средней для "эстрады" – за штуку придётся выложить 4000 рублей.

Хотя, как оказалось, на деле она может оказаться очень даже выгодной. В иных случаях один MEW 6.5-4AB способен спокойно заменить собой парочку динамиков попроще, и при этом ещё и работать намного интереснее. В общем, обо всём по порядку, и начну с изучения внешней стороны.

Конструкция

Первое внимание привлекает здоровенная металлическая фазовырванивающая "пуля", закрепленная на керне магнитной системы. Диаметр катушки здесь весьма приличный для среднечастотника – 50 мм (ну или 2 дюйма, если вам так привычнее). Динамик явно создавался с прицелом на повышенные мощности. Правда, это повлекло за собой необходимость и других изменений в конструкции.

Дело в том, что взять и просто так увеличить катушку нельзя. При прочих равных это повлечёт за собой снижение плотности магнитного поля в зазоре (проще говоря, магнитный поток будет "размазываться" по большей площади). Поэтому чтобы сохранить "силу" мотора, при увеличении катушки приходится и магнит делать больше.

Но если с сабами это прокатывает, и там здоровенные моторы – обычное дело, то кому нужен среднечастотник, у которого магнит будет размером с дыню? Поэтому в Magnum поступили радикально – использовали для MEW 6.5-4AB неодимовый кольцевой магнит.

В итоге силища у "мотора" получилась бешеной даже с такой огромной катушкой, но размеры динамика при этом остались совсем небольшими. В общем, технически всё получилось весьма грамотно.

 

А вот другое необычное решение в этом динамике технически уже не столь оправдано, но зато исправно выполняет декоративную функцию – это прострочка на стыке диффузора и верхнего подвеса. На самом деле она здесь почти не даёт никакого профита – это же не саб, в этом месте у среднечастотника нагрузка совсем слабенькая. 

 

Толк в прострочке можно найти разве что чисто теоретический. У подобных динамиков диффузоры лёгкие и нежные, и механические напряжения, гуляющие в них от катушки к краям и обратно, – обычное дело. А прострочка – это неоднородность, которая хоть слабо, но вроде как может немного гасить отражения таких напряжений от краёв диффузора. Хотя, если откровенно, на деле эффект если и есть, то конкретно в этом динамике перекрывается другими особенностями конструкции. 

Сам диффузор у Magnum MEW 6.5-4AB – традиционная для "эстрады" целлюлоза средней плотности. Материал лёгкий, но сам по себе не очень жёсткий. Тем не менее, за счёт глубины конуса и относительно большого диаметра катушки "ломает" его не так уж и сильно – это потом будет хорошо видно на измерениях.

 

Динамик собран на увесистой литой корзине. Кстати, посадочный диаметр у неё 148 мм. Это чуть больше стандартного, принятого для 6,5-дюймового калибра. Внешний диаметр фланца – 174 мм.

 

Терминалы подключения акустических кабелей весьма приличного качества, с нажимными клеммами. Провода сечением 4 кв. мм примут без проблем.

 

В общем, пока Magnum MEW 6.5-4AB оставил положительные впечатления. Смотрим, что он умеет на деле.
 

Измерения

На официальном сайте бренда приведены некоторые параметры динамика, так что сравнить есть с чем. В принципе, измеренные показатели довольно точно попали в заявку, что однозначно можно отнести к плюсам, поскольку это в какой-то мере характеризует стабильность производства. Разве что резонансная частота оказалась чуть пониже, но считать это минусом, полагаю, нет никакой причины.

 

Заявленные / измеренные параметры Magnum MEW 6.5-4AB:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 150 Гц / 132 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 3,1 л / 3,3 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,84 / 7,98
  • Qes (электрическая добротность) – 0,30 / 0,30
  • Qts (полная добротность) – 0,29 / 0,29
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 7,2 г / 9,8 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 9,1 Тл м / 10,7 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – н. д. / 3,9 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – н. д. / 96,2 дБ

Да, магнита тут явно не пожалели. Шутка ли, электрическая добротность порядка 0,3 получилась. Зато и чувствительность адовая – больше 96 дБ. И это, замечу, не с учётом АЧХ или с какими-то измерительными хитростями, это самая настоящая опорная чувствительность.

Что ж, пока неплохо. Теперь смотрим на АЧХ. Снизу спад очень плавный, как и следовало ожидать от динамика с низкой Qts. Сверху, на удивление, обошлось без резких выбросов и горбов. Да и вообще, в диапазоне от 400 до 10 кГц АЧХ выглядит весьма пристойно для "эстрады". По крайней мере, по оси или под небольшим углом. При развороте динамика АЧХ становится кривой (вполне ожидаемо с такой-то глубиной диффузора), но для "эстрады" это не особенно важно.

Измерения акустической фазы получились неожиданно красивыми. Неожиданно, опять же, для "эстрады". Обычно диффузоры начинает не по детски ломать, и это сразу видно на графике – фаза начинает скакать ступеньками как чокнутая. Здесь же всё достаточно линейно, за исключением, разве что, лёгких и не слишком критичных возмущений.

В плане искажений всё более-менее предсказуемо. С понижением частоты их уровень закономерно подрастает. Третья гармоника начинает стремиться ко второй, а это с большой вероятностью говорит о чисто механических причинах роста КГИ, и означает, что динамикам нельзя давать работать хоть сколько-нибудь заметным ходом.

По всему получается, что резать их снизу фильтром нужно никак не ниже 250-300 Гц (с крутизной не ниже 12 дБ/октава). Динамики отлично работают на средних частотах, мидбасовый диапазон – не их стихия, так зачем их мучить тем, на что они не рассчитаны?

Замечу, что Magnum MEW 6.5-4AB совсем не обязательно заставлять работать на объёмы дверей. Они будут прекрасно чувствовать себя в корпусах объёмами по 1,5-2 литра на каждый динамик. Кто ещё не просёк фишку, это практически полностью развязывает руки в выборе мидбасового звена при их использовании в трёхполосных системах.

Сверху динамики имеют чёткий спад выше 10 кГц, так что городить процессорную поканалку даже не обязательно. Твитеры можно подключать параллельно среднечастотникам (или на отдельные каналы усилителя) через простые конденсаторы. Скажем, для 4-омного твитера понадобится конденсатор номиналом не более 2,2 мкФ. С таким стык твитера и среднечастотного звена получится достаточно ровным, а звучание на ВЧ – чистым даже на приличной громкости.
 

Выводы

На моей памяти таких по-настоящему громких динамиков встречалось совсем немного. Мало того, что у этого Magnum опорная чувствительность 96 дБ (а с учётом неравномерности АЧХ она получится ещё выше), так ещё и здоровенная катушка позволяет "вливать" в динамик очень серьёзные мощности.

В итоге цена 4000 рублей, которую за него просят, получается действительно выгодной. Система на паре комплектов Magnum MEW 6.5-4AB легко уделает по громкости системы, в которых дешёвыми динамиками увешано всё, что только можно. При этом она способна играть чисто, а не надрываться до хрипоты.

Но главное, ещё раз замечу, нужно правильно настроить систему. Magnum MEW 6.5-4AB – это не мидбасовые, а среднечастотные динамики, и резать их снизу нужно достаточно радикально, ни в коем случае не давая работать с заметным ходом.

ВЫВОДЫ
 

  • Брутальная конструкция на литой корзине
  • Высокая реальная чувствительность
  • Способность держать высокую мощность
  • Могут работать в тесных корпусах
  • Относительно ровная АЧХ в отведённом им частотном диапазоне
  • О работе динамика в мидбасовом диапазоне даже и не думайте