Конструкция
Собственно, то, что эти динамики далеко не SQ, становится понятно с первого взгляда. Да и название серии как бы намекает – Magnum Heavy. Брутальные "губастые" подвесы, тяжёлые диффузоры, здоровенные моторы. И весят прилично. У меня в распоряжении оказались сабы с добавкой в названии LE, что означает Limited Edition. Как заявлено в описании, в них сделан акцент "на увеличение отдачи звукового давления".
При этом цены на "спортивные" сабы совсем не зашкаливают. На момент теста 12-дюймовый Magnum MHW 12-22DC LE стоит 10400 рублей, а 15-дюймовый Magnum MHW 15-22DC LE – 11400 рублей. "Обычные" сабы без добавки LE стоят даже подешевле.
Диффузоры выполнены из жёсткого целлюлозного композита, на изгиб почти не поддаются. Фактуры лицевой части у 12-дюймового и 15-дюймового сабов слегка различаются.
Тыльная сторона у обеих моделей полностью выдаёт применяемый материал –традиционную непрессованную целлюлозу.
Подвесы использованы толковые – не слишком широкие, но зато высокие. Такие позволяют диффузору ходить с большой амплитудой, но при этом эффективный диаметр диффузора по итогу получается даже чуть больше, чем у среднестатистических длинноходных сабов 12- и 15-дюймовых калибров.
С корзинами производители решили не "изобретать велосипед" и использовали стандартного "паучка". В принципе, довольно удачная форма, так что тут экономия вполне оправдана. У "обычных" сабвуферов (без индекса LE) корзины немного другие.
Судя по намотке звуковой катушки, линейный ход диффузора должен быть весьма приличным – что-то около 2 см в каждую сторону. Механический, разумеется, ещё больше. Сами катушки в обоих сабах используются 3-дюймовые.
Подводящие у 12-дюймовой и 15-дюймовой моделей разные. Но это, полагаю, сделано не с какой-то тайной целью. Центрирующие шайбы для таких сабов подбираются из уже готовых вариантов, и с большой вероятностью для 12-дюймового MHW 12-22DC шайба с нужными параметрами оказалась укомплектована именно плоскими "косичками", а для 15-дюймового – круглыми.
Сами шайбы (точнее, здесь используются пакеты из нескольких шайб) поджаты по периметру пластиковыми кольцами. Выглядят кольца не так брутально, как металлические, но свою функцию выполняют. К тому же в последнее время проблем с клеями стало намного меньше – легче порвать саму шайбу, чем оторвать её по периметру.
Охлаждение катушки реализовано по "расширенной программе" – через окна под центрирующей шайбой, осевое отверстие и дополнительные отверстия в торцевой шайбе по диаметру звуковой катушки.
В общем, конструктивно эти сабы – чистокровные "насосы" для тех, кто каждую ночь видит сны про высокие резы.
Измерения
На официальном сайте приведены параметры для "обычных" версий этих сабвуферов, а вот для "лимитированных" моделей их нет. В принципе, они получились достаточно близкими, хотя очевидно, что в моторы LE явно были внесены небольшие изменения.
Измеренные параметры Magnum MHW 12-22DC LE:
- Fs (собственная резонансная частота) – 37 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 24 л
- Qms (механическая добротность) – 6,80
- Qes (электрическая добротность) – 0,63
- Qts (полная добротность) – 0,58
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 269 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 20,3 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 4,0 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 85,4 дБ
Измеренные параметры Magnum MHW 15-22DC LE:
- Fs (собственная резонансная частота) – 35 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 54 л
- Qms (механическая добротность) – 6,70
- Qes (электрическая добротность) – 0,62
- Qts (полная добротность) – 0,57
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 361 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 21,8 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 4,0 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,1 дБ
Вполне ожидаемо, что по измерениям сабвуферы получились далеко не легковесными. Тяжёлые подвижки и достаточно тугие подвесы – обычные вещи для "давильных" моделей. Хотя, откровенно говоря, тут всё ещё не так критично, видали и потяжелее.
Расчёт акустического оформления
Подходить с обычными критериями к расчёту подобных сабвуферов было бы неверно. Попробую объяснить на пальцах, что и в каком случае ждать от этих сабов. Исходить буду из того, что основным типом оформления для них будет фазоинвертор. Тут возникают две неизвестных – объём корпуса и настройка порта.
Как выбрать объём корпуса
Делаем корпус больше – тем самым повышаем отдачу саба. Но если усилитель не слишком мощный или недостаточно контролирует движение тяжёлого диффузора, то в слишком большом корпусе динамик рано начнёт выходить на предельный ход. В итоге потенциал усилителя просто не будет реализован – динамик будет разбалтываться уже при средней мощности. Поэтому для усилителей примерно до киловатта принудительно "зажимаем" динамик, уменьшая объём корпуса, а для более мощных усилителей можно сделать корпус попросторнее.
Как выбрать настройку порта
Для динамиков с подобным набором параметров действует принцип – на какую частоту настраиваем порт, там примерно и получаем самую высокую отдачу. Поэтому если хотим "негров" – настраиваем на 30-35 Гц. Хотим более-менее "универсальный" вариант – делаем порт короче и тем самым повышаем его настройку.
Как выбрать сечение порта
Тут обычная физика. Делаем порт с большим сечением – получаем ярко выраженный эффект "остановки" диффузора на частоте настройки порта. Кстати, настраивая порт вблизи резонанса, можно тем самым "держать" диффузор и не давать ему преждевременно выходить на ход. Это позволяет "влить" в динамик больше мощности и получить более высокое звуковое давление. Такой вариант больше подходит для систем, ориентированных на замеры SPL.
Уменьшая площадь порта, а ещё лучше – делая узкий и вытянутый щелевой порт с сохранением его общей площади, можно несколько ослабить эффект "торможения" диффузора на частоте резонанса, тем самым получая нечто среднее между ФИ и ЗЯ. Такой саб можно назвать не то, чтобы "музыкальным", но хотя бы больше приспособленным для повседневной эксплуатации – отдача будет чуть-чуть пониже расчётной, но зато в более широкой полосе, на слух это будет поприятнее.
Вариант для "повседнева"
Возможно, кому то использование ЗЯ для таких сабов покажется странным, однако в случае с Magnum MHW 12-22DC LE и Magnum MHW 15-22DC LE отбрасывать этот вариант точно не нужно. При установке в ЗЯ эти динамики, конечно, немного теряют в отдаче по сравнению с ФИ, но зато бас получается более ровным и чётким – без ярко выраженных горбов и запаздывающих басовых "хвостов".
Конкретные варианты оформлений
Эти параметры оформлений не нужно рассматривать как жёсткие рекомендации. Это несколько рабочих вариантов, которых можно придерживаться.
- Синий – ЗЯ 40 литров (Qtc=0,73)
- Красный – ФИ 50 литров / 40 Гц (круглый порт 12 см длиной 33 см)
- Фиолетовый – ФИ 65 литров / 35 Гц (круглый порт 12 см длиной 33 см)
- Синий – ЗЯ 70 литров (Qtc=0,77)
- Красный – ФИ 80 литров / 36 Гц (круглый порт 15 см длиной 38 см)
- Фиолетовый – ФИ 100 литров / 33 Гц (круглый порт 15 см длиной 38 см)
Выводы
Эти сабы задумывались исключительно с одной целью – получать высокие уровни звукового давления. В принципе, задумке они вполне соответствуют. Большие катушки с хорошим охлаждением позволяют держать им неплохую мощность, ход диффузора тоже вполне достаточный.
Но в любом случае нелишним будет напомнить две простых вещи – при желании абсолютно любые динамики можно спалить или разболтать до стука катушками. Чтобы этого не произошло, во-первых, нужно использовать усилитель с надёжным контролем и не вгонять его в клип. Во-вторых, нужно уметь работать с оформлением – поджимать динамик объёмом (если уж усилитель его не удерживает) или настройкой порта ("держать" динамик на резонансе в пределах рабочего хода, позволяя "влить" в него больше мощности). Но тут уже многое зависит не столько от динамика, сколько от опыта его владельца.
- Конструкция с запасом прочности
- Хорошее охлаждение катушки
- Жёсткий диффузор
- Относительно невысокая цена
- Какой такой SQ? Не, не слышал