"Басовые тонкости." Обзор низкочастотных динамиков MAGNUM серии SLIM от Антона Николаева.

Попали ко мне в руки весьма интересные сабвуферные динамики – плоская конструкция, могут работать во Free Air, а ещё они недорогие. Поначалу стояла задача просто проконтролировать параметры пришедшей партии для дистрибьютора, но потом было решено сделать по ним полноценный отчёт. Как минимум, потому, что моделей, способных работать во Free Air, нынче немного.

Сразу для понимания ценовой ниши: 10-дюймовый Magnum Slim SW 104 на момент теста стоит 5990 рублей, а цена 8-дюймового Magnum Slim SW 84 – 4990 рублей. Примерно как два раза заправиться.



 





Обе модели имеют импеданс 4 Ом, так что их можно использовать не только с моноблоками (бюджетные модели выдают на такую нагрузку от 250-300 Вт или немного выше, чего им вполне достаточно), но и с 2-канальниками в мостовом включении, не опасаясь «поджарить» усилитель. Логично.

 

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ





Первым делом, об установочной глубине. У 10-дюймового SW 104 она всего 8,3 см, у 8-дюймового SW 84 – вообще 7 см.



 





Построены сабы на штампованных корзинах. На удивление, без звонкости, достаточно глухие – можно зачесть в плюсы.



 





 





Компоновка у динамиков традиционная, т. е. никаких «выворотов наизнанку» и «обёртывания» центрирующими шайбами магнитных систем – всё «по классике».



 





 





А возможность уменьшить высоту дают диффузоры. Нужную жёсткость им обеспечивают составная конструкция и профиль с ребром по окружности.



 





 





Нижние части диффузоров – из прессованной целлюлозы, с небольшой высотой конусов. Сборка динамика происходит обычным способом – сначала собирается именно эта часть, а элемент лицевой стороны приклеивается уже потом.



 





 





Моторы разные: у 10-дюймового динамика он построен на 14-сантиметровом ферритовом кольце, а у 8-дюймового – на 12-сантиметровом. Это правильно, в итоге у динамиков параметры свелись к общей концепции.



 





 





Катушки используются одного диаметра – 50 мм (2 дюйма), но с разной длиной намоток. В итоге максимальный ход диффузора в каждую сторону от положения покоя (не механический, а именно контролируемый, без выхода катушек из зазора) составляют 10 мм и 8 мм (для 10- и 8-дюймовой модели, соответственно). Ну или 20 и 16 мм от края до края. Так что по этой части всё по-взрослому.



 





Чтобы катушки не начинали стучать на повышенной громкости, в нижних шайбах магнитопроводов сделаны проточки – вполне эффективный способ увеличить механический ход для моторов с одним ферритовым кольцом.



 





Учитывая, что центрирующие шайбы у обеих моделей достаточно жёсткие, достичь механических пределов хода – нужно ещё постараться. По крайней мере, продавить руками диффузор до предела, ничего не повредив, не получается.

 

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ





Логика в сочетании параметров прослеживается отчётливо. Чтобы получить достаточную отдачу от небольших калибров, добротность Qts приходится делать повышенной – только так можно получить акустическое усиление в салоне – физика, однако. Это первое.



Поскольку динамик нацелен в том числе и на установку во Free Air, мягкие шайбы противопоказаны – они должны механически удерживать подвижку, ведь динамик при такой установке уже не получает дополнительного подпора воздуха в корпусе. Так что жёсткие шайбы (невысокий Vas) – это два.



И третий фактор – это балансирование на тонкой грани между жёсткостью шайб и массой подвижек. С одной стороны, применение жёстких шайб и лёгких диффузоров приводит к повышению резонансных частот, и динамики рискуют превратиться в мидбасовые колотушки. С другой стороны, если утяжелить подвижки сверх необходимого, они станут слишком инертными и начнут «разматывать» центрирующие шайбы. Если в корпусах от «ухода в разнос» диффузоры ещё будет удерживать воздушная масса, то во Free Air работа динамика превратится в неконтролируемую болтанку. Короче, истина, как всегда, где-то посередине.



К сожалению, при всём этом неизбежно страдает чувствительность, но это если говорить об опорном значении для самого динамика. В оформлении и в салоне автомобиля накидывается несколько децибел сверху, так что размен получается разумный. В конце концов, это «гражданский» саб, а не для баталий SPL.



Как видите, проектирование динамика всегда заставляет балансировать на тонких гранях, и если говорить цифрами, то вот каких компромиссов удалось достичь в Magnum Slim:



 





Измеренные параметры Magnum Slim SW 104:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 42 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 14 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,30
  • Qes (электрическая добротность) – 0,96
  • Qts (полная добротность) – 0,84
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 140 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 12,0 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 82,4 дБ





 





Измеренные параметры Magnum Slim SW 84:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 55 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 4,7 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,98
  • Qes (электрическая добротность) – 1,16
  • Qts (полная добротность) – 0,99
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 99 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 10,5 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,7 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 81,0 дБ





Как это сочетание параметров покажет себя в деле, покажу чуть дальше, ну а пока ещё немного анализа работы динамиков.



Использую одну из методик, описанных в рекомендациях измерительного комплекса Audiomatica Clio. Микрофон – в ближнее поле (около 1-1,5 см от диффузора), и снимаю характеристики излучения сигнала. Графики хорошо показывают наличие резонансов в подвижных системах.



В данном случае центрирующие шайбы не шалят, а вот пластиковые диффузоры дают о себе знать на частотах около 1 кГц. На самом деле подобные штуки выделывают многие сабы, даже заслуженный JL Audio не лишён этого грешка. Хорошо, что всё это далеко за пределами рабочего диапазона.



 





 





Рост искажений начинается ниже резонансных частот Fs, но в самом информативном басовом диапазоне КГИ невысок – нормально. Ну и выше 200 Гц динамики начинают немного теряться, но это тоже уже за пределами рабочего диапазона.



 





 





Из этого вывод – если решитесь на Free Air, обратите особое внимание на наличие в усилителях фильтров Subsonic, ограничивающих инфрабас. А если у вас процессорная система – не забудьте включить ФВЧ в сабвуферных каналах.



При настройке за исходные значения можно принять такие: для 10-дюймового выставляйте срез на 25-30 Гц (если позволяют настройки, то лучше с крутизной 24 дБ/октава), а для 8-дюймового – на 30-35 Гц. Задача – добиться компромисса – исключить уход динамика «в разнос» с повышением громкости, но не потерять в «мясистости» баса.

 

РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ





Сразу скажу – я не любитель фазоинверторного оформления для высокодобротных динамиков. Да, можно получить значительную отдачу в узкой полосе частот, но вся природа такого баса – в резонансных процессах, есть риск получить гудение. Хотите – пробуйте, но потом не говорите, что не предупреждал.



А вот к ЗЯ динамики оказались весьма лояльны. Да, совсем в тесные объёмы их зажимать не нужно. И дело даже не в высокой добротности – практика показывает, что есть более значимые факторы, влияющие на результат. Просто в тесноте резонанс поднимается, и сабы рискуют превратиться в мидбасовое звено.



Короче, набирайте объёма сколько получится, а то и действительно во Free Air ставьте. Разве что, напомню, в последнем случае не забывайте про фильтр-сабсоник, не нужно напрягать эти сабы инфранизом (если что, это актуально вообще для любых сабвуферов во Free Air).



 





 


ПРОБА В ДЕЛЕ И ВЫВОДЫ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?





Оценить эти сабы в машине именно во Free Air технической возможности не было, но если знать, что и как слушать при установке в корпуса разных объёмов, выводы сделать можно. На деле сабы оказались способны на довольно плотную подачу басового диапазона. В инфраниз не забираются, но и в мидбасовые колотушки не превращаются. Даже 8-дюймовый малыш в ЗЯ показывает на ритмичной электронной музыке неплохое «мясо».



В какие системы? По применимости вывод такой – сабы логично рассматривать в системы «на каждый день», когда важен именно плотный удар, а не перетряхивание ливера, флекс и прочее «мой саб твоя машина шатал». Парочку динамиков в заднюю полку, к моноблоку или хорошему 4-канальнику двумя мостами – и получится самое то (при должной подготовке самой полки, разумеется).



А если в корпусе? Если Free Air не подходит, в ходе экспериментов стал вырисовываться один из вариантов конструкции – плоский ЗЯ на «ножках», позволяющих установить корпус динамиком вниз, в пол. Не стану вдаваться в теорию, но по факту это даёт небольшой прирост в басовой отдаче и работает как дополнительный акустический ФНЧ, «фильтруя» возможные призвуки за пределами сабового диапазона. Для полноразмерных сабовых динамиков такой вариант корпуса не всегда подходит, а для плоских – очень даже удобен. Причём даже при относительно объёмистых корпусах багажник сохраняет свою функциональность – хоть мешки с картошкой грузи. Так что этот вариант тоже есть смысл рассмотреть.

 

  • Доступная цена – на уровне пары заправок полного бака
  • Плоская конструкция даёт больше установочных возможностей
  • Способны работать во Free Air (не забываем про фильтр-сабсоник)
  • Можно сделать плоские корпуса с направлением динамика вниз, в пол
  • Способны дать плотный, тактильно воспринимаемый бас

 

  • Для любителей глубинного инфрабаса лучше рассмотреть другие варианты
  • Не самая высокая опорная чувствительность