Акустику доступная: цена компонентной модели Magnum MXP-6.5 COMP на момент этого теста – 7590 рублей, а построенные на её базе коаксиалы Magnum MXP-6.5 стоят 4990 рублей.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Начну с мидбасовых динамиков компонентной модели. «Визитная карточка» акустики – яркие жёлтые диффузоры.
Это плетёный стекловолоконный композит, причём в отличие от многих динамиков, которые доводилось видеть ранее (и серийных, и образцов), достаточно жёсткий. По измерениям, кстати, материал тоже показал себя хорошо, пруфы будут чуть дальше. Центральные колпачки – пропитанная до «полужёсткого» состояния ткань. Подвесы – резиновые.
Собраны динамики на стальных штампованных корзинах. Звонкости нет – это хорошо.
Калибр звуковой катушки – 1 дюйм. Логичный выбор, ибо акустику младшей ценовой категории чаще подключают непосредственно к ГУ или к усилителям небольшой мощности. Забегая вперёд, второй вариант конкретно в данном случае предпочтительней.
Твитеры – с шёлковыми куполами, перед которыми добавлена апертурная шайба (её немного видно под сеткой). Цель этой шайбы – скорректировать диаграмму направленности или, проще говоря, сделать так, чтобы твитер лучше звучал, когда не смотрит «в лоб», а виден под углом.
По умолчанию идут в чашках для врезного монтажа, но легко половинятся и стыкуются с чашками для наружного монтажа – они тоже идут в комплекте.
За согласованную работу твитеров с НЧ/СЧ динамиками отвечают отдельные кроссоверы в классическом исполнении.
Переключателей уровня твитеров не предусмотрено, так что основным инструментом регулировки ВЧ будет выбор направления самих твитеров. В принципе, как потом показало прослушивание, довольно действенный.
Коаксиалы построены на базе тех же НЧ/СЧ динамиков, но вот твитеры – другие. Их геометрия называется «сбалансированный купол» – это небольшой купол плюс широкая конусная часть. Такая форма часто используется в бюджетных динамиках, только материал здесь – шёлк, а не какой-нибудь майлар.
Важный момент – высота твитеров. Она здесь небольшая, за верхнюю плоскость динамика не выходит, так что проблем при инсталляции под штатные сетки быть не должно.
Кроссовер, судя по всему, свёлся к разделительному конденсатору в цепи твитера (ФВЧ 1 порядка), скрытому внутри стойки. Провода к ВЧ звену идут от основной клеммной колодки.
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ КОМПОНЕНТНОЙ АКУСТИКИ MAGNUM MXP-6.5 COMP
Довольно интересное сочетание параметров. Повышенная добротность (Qts) обещает динамикам басовитость, при этом центрирующие шайбы довольно плотные (невысокий Vas), что должно уберечь от «ухода в разнос» при повышении громкости. Обычно повышение жёсткости шайб приводит к увеличению резонансной частоты (Fs), но в данном случае это скомпенсировано весом подвижной системы – её не стали облегчать всеми доступными средствами, и в басовитости динамики не потеряли, Fs около 60 Гц – это невысоко. Единственное, чем пришлось при этом пожертвовать – это чувствительностью. Она, конечно, не совсем уж низкая (видали и ниже), но с усилителем эта акустика сработается лучше, чем при простом подключении к ГУ.
Измеренные параметры НЧ/СЧ динамика Magnum MXP-6.5 COMP:
- Fs (собственная резонансная частота) – 62 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 11 л
- Qms (механическая добротность) – 7,90
- Qes (электрическая добротность) – 1,09
- Qts (полная добротность) – 0,95
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,1 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,1 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 86,1 дБ
А вот и то, о чём говорил вначале – диффузоры практически не ломает, в них не возникает сильных резонансов (проще говоря, они не «звенят»). Локальных резонансов в центрирующих шайбах тоже нет. Как результат – довольно ровная АЧХ в рабочем диапазоне.
Чуть нагляднее – на фазовой характеристике. Отсутствие ступенек и резких переломов говорит о том, что излучение ни на каких частотах не «подтормаживается», и не происходит «набегов» одних частотных составляющих относительно других.
Как это бывает для динамиков с повышенной добротностью, с понижением частоты искажения слегка растут, но при столь низкой резонансной частоте ничего критичного не происходит. Если добавлять в систему сабвуфер, настраивать ФВЧ для фронтальных каналов можно спокойно в районе 60 Гц.
Твитеры не забираются совсем уж высоко, но информативный диапазон отрабатывают. И довольно лояльно относятся к разворотам – под углом отдача ожидаемо спадает, но форма АЧХ почти не меняется.
Если решите использовать акустику для поканального подключения (благо, процессорные ГУ сегодня доступны как никогда), низко резать их не нужно, им будет комфортно при настройке ФВЧ где-то от 4-5 кГц (12 дБ/октава или выше).
Собственно, штатный пассивный кроссовер режет их примерно так же. В районе стыка полос получается лёгкий горбик, но не спешите с выводами – прослушивание показало, что твитеры лучше всего играют, будучи видны под углами, а при таком раскладе стык полос получится более гладким (чуть выше я как раз приводил собственные АЧХ твитеров по оси и под углами).
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ КОАКСИАЛОВ MAGNUM MXP-6.5
Коаксиалы во многом повторили концепцию «базовых» мидбасовых динамиков, на которых они построены. Разве что отсутствие колпачков на диффузорах немного облегчило подвижную систему, за счёт чего немного поднялась резонансная частота (главное, что осталась в разумных пределах, басовитость не особо пострадала при таком сочетании Fs и Qts). А заодно и к чувствительности децибельчик добавился.
Измеренные параметры коаксиальных Magnum MXP-6.5:
- Fs (собственная резонансная частота) – 68 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 11 л
- Qms (механическая добротность) – 6,91
- Qes (электрическая добротность) – 0,99
- Qts (полная добротность) – 0,86
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,2 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,1 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,2 дБ
Хоть твитеры здесь и другие, но концепция динамиков сохранилась неизменной. И снова самая ровная АЧХ получается, когда динамики видны под углом – а для коаксиалов обычно этого и добиваются.
Твитер «пристыкован» к мидбасовому динамику корректно, в зоне их совместной работы искажения не повышены.
КАКОВ ХАРАКТЕР ЗВУЧАНИЯ, И КАК «ГОТОВИТЬ» АКУСТИКУ?
Как всегда, оценку на слух провожу при ориентации динамиков, максимально приближённой к автомобильным условиям. Мидбасовые – в напольных боксах с разворотом почти друг на друга, твитеры – на уровне глаз с возможностью оперативно менять их направление. Расстояние от точки прослушивания – около 1,5 метров
Первое включение – твитеры смотрят на слушателей. Но это явно не самый лучший вариант (а ведь именно так их направляют большинство продавцов в стендах). Звучание не то чтобы звонкое, но ВЧ хочется немного прибрать по уровню, твитеры как бы отрываются от всего остального и звучат отдельно.
Разворачиваю их друг на друга. Вот так уже хорошо – тональный баланс выравнивается, верха начинают звучать более цельно. Такой вариант установки можно принять за оптимальный.
Если глянуть на измеренные АЧХ, то твитеры не стараются залезть высоко по частоте. Но субъективно звучание не воспринимается ни тусклым, ни тяжёлым. Даже наоборот, за счёт небольшого акцента в самой информативной области ВЧ получается какая-то лёгкость что ли, эдакая «рассыпчатость» в хорошем смысле этого слова.
Внизу динамики дают неплохую басовитость, особенно хорошо это чувствуется на ритмичной электронике. Если не фанатеть по совсем уж глубокому и могучему басу, то даже без саба можно обойтись. Но если что, выбор сабвуфера ничем не ограничен – можно смотреть не только на что-то лёгкое и чувствительное, а выбирать, в принципе, любую 10- или 12-дюймовую модель – при должной настройке с акустикой состыкуется нормально.
КОРОТКО ПО ДЕЛУ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?
В первую очередь акустика зайдёт тем, кто устал от «эстрадного» звучания и решил приобщиться к миру более спокойной музыки и вменяемой громкости. Немного акцентированный характер верхов при таком раскладе окажется привычным. Впрочем, акустика позволяет гибко подбирать тональный баланс по вкусу, просто меняя направление твитеров. Лично я направил бы их друг на друга – они звучат лучше, когда видны именно под углами, да и в целом система звучит так более сбалансированно.
Компонентная модель лучше всего покажет себя в системах с отдельными усилителями небольшой мощности или с головными устройствами со встроенными усилителями повышенной мощности (например, Aura, Prology и т. п.). Коаксиалы в этом смысле более универсальны – их можно использовать в том числе и без усилителей с любыми обычными ГУ.
- Ровная АЧХ в рабочем диапазоне мидбасовых динамиков
- Басовитые, не создают ограничений при выборе сабвуфера
- Твитеры не нужно направлять в сторону слушателей
- Не самая оптимальная стыковка полос пассивным кроссовером